Типичные нарушения, допускаемые предприятиями нефтяной и газовой промышленности, в сфере исполнения законодательства о промышленной безопасности

Одной из основных надзорных функций Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением опасными производственными объектами и организациями, эксплуатирующими опасные технические устройства, исполнение законодательства о промышленной безопасности.

 

Согласно данным Ростехнадзора, по состоянию на 31 декабря 2020 года в государственном реестре опасных производственных объектов (далее- ОПО) содержится информация о 175 147 опасных производственных объектах, функционирующих на территории России.

 

Состояние промышленной безопасности этих объектов напрямую влияет на жизнь и здоровье граждан нашей страны, состояние окружающей среды, обеспечение населения ресурсами и продукцией.

В честь празднования в стране 5 сентября текущего года профессионального Дня тружеников нефтяной и газовой промышленности особое внимание, хотелось бы уделить состоянию законности о безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.

Необходимо отметить, что в последние годы уровень аварийности на опасных производственных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Вместе с тем, анализ ситуации, складывающейся на ОПО, показывает, что основным факторами, влияющим на их аварийность, являются многочисленные нарушения, допускаемые предприятиями и организациями в части исполнения законодательства о безопасности опасных производственных объектов.

Так, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой за 2020 год – истекший период 2021 года в части исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности выявлено более 60 нарушений.

По результатам проверок приняты меры прокурорского реагирования, внесено 5 представлений, по результатам рассмотрения которых организациями виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а также приняты меры к устранению нарушений закона и недопущению их впредь.

Органами контроля по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено более 25 виновных должностных и юридических лиц.

Анализ надзорной деятельности показал, что причиной основных нарушений, допускаемых предприятиями в рассматриваемой сфере, являются неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень управления, недостаточность навыков персонала при действиях в аварийных ситуациях, формальная и часто малоэффективная деятельность служб производственного контроля, в ряде случаев — неукомплектованность штатной численности предприятий.

 

Так, например, прокуратурой организованы проверки ООО «Татнефтьавиасервис», ООО «Газпром Трансгаз Казань», АО «Транснефть-Прикамье».

 

В ходе надзорной деятельности ведомством было установлены типичные нарушения, допускаемые организациями, а именно.

В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

  • укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями не обеспечена;
  • при эксплуатации ОПО допускаются нарушения при оформлении формуляра подтверждения величины разрешенного рабочего давления;
  • не в полной мере обеспечивается контроль за состоянием средств электрохимической защиты от коррозии и выполнение мероприятий, направленных на определении фактического коррозионного состояния объектов линейной части ОПО;
  • не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса при эксплуатации и техническом обслуживании ОПО;
  • не обеспечена полнота и достоверность сведений при представлении отчетов о производственном контроле ОПО;
  • изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре, вследствие изменившихся сведений об ОПО, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства не вносятся;
  • не всегда обеспечивается надежная, безопасная и рациональная эксплуатация электроустановок и содержание их в исправном состоянии при эксплуатации ОПО;
  • не в всех случаях в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО отражены пересечения с коммуникациями.

 

Имеют место многочисленные нарушения Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 № 520, действовавшие на момент проверки:

  • не во всех случаях обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • нарушены требования к обеспечению безопасности, определения фактического технического состояния ОПО;
  • технологические регламенты на эксплуатацию ОПО не соответствует проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО;
  • не всегда эксплуатирующей организацией обеспечивается контроль трассы и прилегающей территории, осуществляется выявление факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации ОПО
  • не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса, определенного технологическим регламентом на эксплуатацию ОПО,
  • не в полном объёме выполняются работы при техническом обслуживании линейной части,
  • ненадлежащим образом проводятся работы по техническому обслуживанию и осмотру трасс;
  • информация в технологическом регламенте на эксплуатацию ОПО не всегда подлежит актуализации (обновлению);
  • контроль за ведением эксплуатационной документации на ОПО не обеспечен;
  • не обеспечена защита от внешней (атмосферной) коррозии.

 

В настоящее время данные требования закреплены в новых федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводом», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517.

 

В нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9:

  • оформлена документация по содержанию коммуникаций технического коридора на ОПО;
  • отсутствуют опознавательные знаки трубопровода в пределах прямой видимости;
  • не во всех случаях указано местоположение осей трубопровода от основания знака и адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта,
  • не указаны размеры охранной зоны;
  • допущены факты складирования древесины в охранной зоне.

 

Также имеют место факты нарушения требования к разработке документации, определяющей порядок проведения газоопасных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта на ОПО, чем нарушаются Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 №485, действовавшие на момент проверки.

Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 утверждены новые нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».

Необходимо отметить, что по всем фактам выявленных нарушений прокуратурой приняты меры реагирования, по результатам рассмотрения и исполнения которых организациями приняты реальные меры к их устранению, к виновным лицам применены меры дисциплинарного воздействия.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить следующее.

В связи с изменениями социально-экономических и производственных отношений в обществе и экономике России подлежит изменению и государственное регулирование в сфере производства, повышаются требования безопасности при эксплуатации производственных объектов, организации производства и труда с целью от аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве. Устанавливаются единые требования к лицам, ответственным за обеспечение безопасности производственных объектов и безопасности труда.

В данной связи организация надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности, надлежащим выполнением функций уполномоченными органами государственного контроля и надзора являются актуальной и приоритетной задачей, находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. 

Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:59

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International