Республика Татарстан расположена в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух рек - Волги и Камы

Республика Татарстан расположена в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух рек - Волги и Камы, общая площадь Татарстана составляет 67 836 км². Протяженность территории республики - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Крупнейшие реки Республики Татарстан - Волга (177 км по территории республики) и Кама (380 км), а также два притока Камы - Вятка (60 км) и Белая (50 км). Кроме них, по территории республики протекают ещё около 500 малых рек длиной не менее 10 км и многочисленные ручьи. Большие запасы водных ресурсов сосредоточены в двух крупнейших водохранилищах ‑ Куйбышевском и Нижнекамском. В республике насчитывается также более 8 тыс. небольших озёр и прудов.

Усилия Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры сконцентрированы на решении экологически значимых проблем реки Волги.

Главная цель работы прокуратуры – обеспечение законности и правопорядка в природоохранной сфере, защите экологических прав и свобод граждан и сохранении всей экосистемы.

В 1972 году на 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 июня провозглашен Всемирным Днем охраны окружающей среды. Каждый год этот праздник проходит под определенным девизом. Тема 2021 года – Переосмыслить. Воссоздать. Восстановить.

6 июня во всем мире проводится Международный день очистки водоёмов.

В рамках вышеуказанных экологических акций особое внимание необходимо уделить работе прокуратуры в сфере охраны водных объектов, а в частности, решению такой серьезнейшей экологической проблемы, как захламление Куйбышевского и Нижнекамского водохранилища затонувшими плавсредствами.

Затопленные и брошенные в акваториях водохранилищ плавсредства являются объектами накопленного экологического ущерба и несут в себе угрозу причинения вреда окружающей среде, нанесения ущерба водным объекта и, в конечном счете, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. нарушается водное законодательство Российской Федерации и создается угроза неотвратимого загрязнения водохранилищ, нарушения прав граждан на безопасное использование водных объектов.

В целях решения вопросов безопасности экологической обстановки на водных объектах Республики Татарстан и их улучшению в субъекте принята и успешно реализована целевая программа «Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и прошенных плавсредств на 2009-2011 г.г». За счет средств бюджета и собственников поднято и утилизировано 42 судна.

Одновременно необходимо отметить, что всего с 1998 года в Республике Татарстан поднято и утилизировано 275 судов, а прошедшие 8 лет более 80 судов, затонувших и брошенных в водохранилищах.

Благодаря плодотворному сотрудничеству Президента республики и Волжского межрегионального природоохранного прокурора в 2014 году создана Межведомственная рабочая группа по очистке акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств.

В 2016 году за счет средств, выделенных Президентом Республики Татарстан, выполнены работы по водолазному обследованию оставшихся  затонувших и брошенных плавсредств, расположенных на территории республики.

В ходе проведения подводно-технических работ в период навигации ФБУ «Подводречстрой-7» обследованы все места размещения затонувших и брошенных плавсредств, расположенных в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ.

Полученная по итогам исполнения госконтракта информация Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан занесена в Государственную информационную систему «Экологическая карта Республики Татарстан» с указанием точной привязки по географическим координатам, место расположения (км судового хода, какой берег), состояние судна (затоплено, полузатоплено, на берегу), тип судна, водный объект, муниципальный район, материал корпуса, основные размеры (фактические габариты), экологические риски, информация по судоподъему (способ подъема, сумма необходимого финансирования), приведены результаты водолазного обследования с приложение фотоматериалов. 

Таким образом, выявлено 89 затонувших плавсредств, как имеющих собственников, так и бесхозяйных. В отношении собственников судов прокуратурой приняты меры реагирования в порядке искового производства с обязанием принятия мер по их подъему и утилизации.

Аналогичная работа организована и в отношении бесхозяйных судов, расположенных на берегу, путем предъявления исковых заявлений к органам местного самоуправления.

Так, прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по РТ и специалистами лаборатории произведено обследование судов на предмет возможности их признания отходами производства, ввиду значительной деформации, разукомплектованности и разрушения, утраты потребительских свойств, невозможности эксплуатации и использования по функциональному назначению.

Согласно экспертным заключениям ряд обследованные и обнаруженные остатков корпусов судов, являются остатками материалов и иных изделий, которые образовались в процессе производства, т.е. отходами и подлежат утилизации.

Прокуратурой к исполнительным комитетам г. Казани и района республики предъявлены исковые заявления в суд с требованием организовать мероприятия по охране окружающей среды путем сбора и вывоза отходов – остатков судов, не имеющих знаков идентификации. Требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Решение суда по остаткам одного из судов на исполнении, остатки второго корпуса плавсредства убраны и утилизированы, нарушения устранены.

На основании повторных обследований затопленных и брошенных в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ плавсредств прокуратурой были сделаны следующие выводы:

  • Находящиеся длительное время в водных объектах выведенные из эксплуатации суда и/или их части и механизмы либо иные плавучие средства и их фрагменты, окисляясь, загрязняют воду. При отслаивании краски выделяется ртуть, свинец, сурьма и другие вещества, относящиеся к перечню веществ категории "высокоопасные". Продукты разрушения судов не только оседают на дно, но и разносятся на десятки километров течением, что негативно влияет не только на качество воды, но и на животный мир водного объекта;
  • Негативным образом влияют на флору и фауну, представляют собой механическое засорение, а также создают препятствия естественному течению реки;
  • Длительное непринятие мер по удалению затонувшего судна из естественной среды водохранилищ создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды.

С учетом норм закона, установленных фактических обстоятельств, свидетельствующие о том, что в водном объекте - внутреннем водном пути, находятся затонувшие бесхозяйные судна, создающее непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, прокуратурой установлено, что обязанность организации поднятия, удаления или утилизации затонувших судов в Куйбышевском и Нижнекамском водохранилище возложена на ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (г. Нижний Новогород) и к «Администрация «Камводпуть» (г. Пермь).

В данной связи, приняты меры в порядке искового производства. По результатам длительного полугодового рассмотрения дела в суде решением последнего требования к ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (г. Нижний Новгород) об обязании принять меры по очистке Куйбышевского водохранилища от 64 затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) удовлетворены.

Требования ведомства к «Администрация «Камводпуть» (г. Пермь) об обязании принять меры по очистке Нижнекамского водохранилища от 11 затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) также удовлетворены.

Таким образом, решением суда охвачены 75 затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов).

Необходимо отметить, что все вышеуказанные 75 судов это объекты накопленного экологического ущерба, не имеющие собственников, то есть являются бесхозяйными, ввиду чего бремя ответственности по их подъему и утилизации ложится на государственные органы.

Так как затонувшие суда не представляю большой ценности, государственные органы не заинтересованы в принятии таких мер.

На сегодняшний день данный вопрос в российском законодательстве не урегулирован. Решить проблему подъема и утилизации судов и их фрагментов, как видится, возможно путем принятия закона о страховании обязательной гражданской ответственности судовладельцев, согласно которому эксплуатация судов на внутренних водах допускается, если застрахована ответственность судовладельцев перед третьими лицами; перед членами экипажа; за столкновение судна с другими судами; за гибель или повреждение плавсредств; за удаление судна в результате кораблекрушения  судна; за причинение вреда окружающей среде.

Необходимо отметить, что председатель Правительства Миаил Мишустин еще в августе 2020 года дал поручение Минтрансу России, Минприроды России, Минфину России, Минюсту России ввести новые обязательства для собственников судов. Внести проекты правовых актов предусматривающих обязательства собственников затонувших судов в трехмесячный срок поднять затонувшее судно за свой счет; признание по истечении данного периода судна бесхозяйным, осуществить его подъем уполномоченными органами с последующим возмещением расходов за счет собственников такого имущества.

Тем самым, как мы видим, этими положениями собственнику затонувшего судна усиливают ответственность за несвоевременный подъем плавсредства.

Также профильным министерствам и ведомствам дано поручение выработать механизм финансирования подъема и утилизации затонувших судов за счет субсидий, которые предоставляются на конкурсной основе.

Во исполнение поручения Министерство транспорта разработало законопроекты, регулирующие вопросы подъема и утилизации затонувших судов. Изменения предполагают введение нового порядка учета, подъема и утилизации затопленных судов.

Согласно новым предлагаемым правилам владелец затонувшего имущества в течение месяца оповещает капитана порта о происшествии, последний в течение последующего месяца обязуется установить условия и сроки подъема судна. Если затонувший объект создает угрозу безопасности мореплавания, наносит ущерб или препятствует рыболовству, он должен быть поднят в течение трех месяцев. В остальных случаях срок поднятия составляет полгода.

Предполагается, что за отказ от поднятия и утилизации судна будет применена мера административного наказания в виде штрафа для юридических лиц в размере от 5 млн. до 10 млн. руб.

В новых предлагаемых правилах также прописан механизм определения бесхозных затопленных судов ответственность за утилизацию которых переходит к региону.

 

 

 

 

Последнее обновление: 27 марта 2022 г., 22:06

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International