02 июля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В нем, в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Целью работы является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.
Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе, снижение их качества.
"Развитие "зеленой" и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам - один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами", - констатировано в стратегии.
На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 № 176.
Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.
Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.
Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определён Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «...контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной
Экологический контроль на предприятии можно разделит на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.
В сегодняшнем материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля, как успешной составной части единого механизма работы предприятия.
Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.
Требования экологической безопасности на предприятии.
В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду обязано:
1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии;
2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита, и документы;
3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет;
4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования;
5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы;
6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;
7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.
Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, это экологический аудит.
Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.
Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Главными целями экологического аудита являются:
При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет.
Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.
Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:
В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.
Так, например, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого
является производство безалкогольных напитков; минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.
В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено 6 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (5 источников организованных, 1 не организованный).
В данной связи, ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.
Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.
Также, например, в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не обеспечено проведение в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве 2 шт., по факту их количество составляет 11 шт.).
В данной связи прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Разрешительная документация.
Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как её отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс
Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
Последствия неполучения разрешительной документации.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.
Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8.1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.
В связи с чем, по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, ввиду неисполнения предписания Обществом в добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.
Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду.
Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии, обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы с одной стороны, а с другой – уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Виды экологической отчетности:
10. Инвентаризация выбросов и т.д.
Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).
В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.
Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, Обществом приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.
За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.
При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации, необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.
Производственный контроль и экологический мониторинг.
Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.
Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии является непременным условием природопользования.
Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Производственный контроль и экологический мониторинг является необходимым условием для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга – обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.
В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:
Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.
Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:48