Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет основания замены административного штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение даже в случаях, когда последнее не предусмотрено Особенной частью КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Это возможно, если административное правонарушение совершено впервые и не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам или не причинило имущественный ущерб.
Исключение составляют отдельные правонарушения, определенные ч. 2 данной статьи, в числе которых недобросовестная конкуренция, невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа, подделка документов, незаконное вознаграждение и др. административный штраф не подлежит замене на предупреждение.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен главой 29 КоАП РФ, которой не предусмотрена обязанность должностных лиц, рассматривающих дело, устанавливать отнесение привлекаемого к административной ответственности лица к субъектам малого или среднего предпринимательства.
В тоже время статья 24.4 КоАП РФ наделяет лица, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, правом заявлять ходатайства и устанавливает обязанность лиц, в производстве которых находится дело, по обязательному их рассмотрению.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведен анализ практики применения ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении административных наказаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе осуществления надзора за административной практикой органов государственного экологического надзора Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены факты неприменения положений ст. 4.1.1 КоАП. В целях восстановления нарушенных прав субъектов малого и среднего предпринимательства принесено 34 протеста.
Так, прокуратурой проведена проверка в деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что территориальными управлениями проводились проверки предприятий, не исполняющими условия лицензий на право пользования недрами, в частности не был представлен в установленные сроки отчет по форме 2-ЛС.
При этом должностными лицами Министерства при вынесении постановлений о назначении административного наказания в отношении представителей малого и среднего предпринимательства не применялась ст.4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
По результатам проверки на незаконные постановления принесено 13 протестов, акты прокурорского реагирования удовлетворены в полном объеме. На основании внесенного министру представления четыре должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Последнее обновление: 9 июня 2018, 13:43

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования